Как научить ребенка проигрывать?

Научить ребенка проигрывать, т.е. принимать поражение — не просто один из элементов воспитания. Пожалуй, отношение к успехам и неудачам определит очень многие будущие поступки и серьезно повлияет на взрослую жизнь. Итак, как научить ребенка проигрывать, как привить ребенку этот социальный навык, который столь важен.

Личный пример

Дети склонны копировать поведение родителей, причем подражают больше действиям и реакциям, нежели словам. Вы можете сколько угодно рассуждать о достойном принятии поражения, но если вы сами не научились проигрывать, ребенок не сможет постичь это искусство и не научится принимать поражение. Отслеживайте свое собственное поведение, эмоции, объективность высказываний. Играя с ребенком, уважайте его как равноценного противника. Пожмите ему руку в конце игры или поблагодарите за игру. Получайте наслаждение от самого процесса игры и проявляйте его, показывая, что в игре гораздо более интересен процесс, а не результат. Если вы что-то делаете со вкусом и аппетитом, дети рано или поздно начинают подражать вам. Подумайте, а что значит выигрыш для вас лично? Основная цель и стремление доказать всему миру, что вы лучше всех, или просто один из возможных исходов увлекательного процесса игры?

Любовь и поддержка

В дошкольном возрасте для ребенка крайне важна поддержка авторитетных для него людей (как правило, родителей). Если ребенок уверен в вашей безусловной любви, ему гораздо легче справиться с неприятными жизненными ситуациями и неудачами. Зная, что мама любит его вне зависимости от его успехов или неудач, проигрыш для ребенка не превращается во вселенскую катастрофу.

Когда ребенок выигрывает, хвалить его несложно, гораздо сложнее сохранять объективность и мягкость в случае проигрыша. Объясняйте ему, что проигрыш — это своего рода урок. Учите ребенка объективно анализировать свои ошибки в игре, чтобы впредь их не допускать. Пусть ребенок привыкает к мысли, что иногда принять поражение, то есть получить отрицательный опыт, — может быть очень полезным, чтобы было куда расти, учитывать в будущем ошибки, учиться применять разнообразные варианты, помогающие «быстрее-выше-сильнее» достичь результата.

Как принять поражение? Не спешите сразу после проигрыша утешать ребенка, дайте ему немного времени свыкнуться с мыслью о том, что он в данный момент времени не оказался «самым лучшим», а спустя некоторое время (полчаса-час) спокойно поговорите с ним, делая акцент не на эмоциях, а на действиях, и на причинах, которые помешали добиться победы.

Играя с ребенком, давайте ему возможность и выиграть, и проиграть. Ни в коем случае не играйте с ребенком «в поддавки» (если это, конечно, не шашечная игра :)). Иначе, если он всегда выигрывает в состязании с вами, то любые проигрыши со сверстниками могут стать для него личной трагедией.

Верьте в своего ребенка. Просто верьте и все, без причины. Человек может совершить невозможное, если чувствует, что кто-то близкий верит в его успех. Японский детский психолог Масару Ибука рассказывает такую историю:

«Как-то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в провинциальной музыкальной школе. Ребенок считался совершенно безнадежным. Он играл на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. „Ты поиграешь мне?“ — спросил доктор Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил ребенка: „Замечательно, замечательно“, — и добавил: „А я играю это так. Как ты думаешь, у тебя получится так же?“ — „Получится“, — ответил мальчик и снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что поразительно, у него стало получаться лучше».

соревнуются.jpgПравила игры

Дошколятам очень нравится выигрывать. До такой степени, что любое будничное действие легко превращается в состязание. Например, кто быстрее застегнет все пуговицы, кто кого догонит по пути на детскую площадку и т.п. Особенно состязательный характер общения проявляется в детском коллективе.

Стремясь выиграть, ребенок легко меняет правила игры на ходу, а проиграв, может швырять предметы, толкать противников и т.п. Какие правила игры нужно завести и следовать им?

Если ребенок проиграл, разрешайте ему выплескивать эмоции, это очень важно! Можно потопать ногами, покричать, попрыгать или пробежаться. Но договоритесь, что в выплеске агрессии не должны страдать другие люди.

Формулируйте правила игры таким образом, чтобы дети понимали: главное участие и процесс. Например, «каждый, кто добежал до финиша, уже победитель» или «каждый, кто играл, уже выиграл».

Научитесь сами и учите ребенка правильно распределять ответственность за поражение. Ведь оно зависит от многих факторов: невнимательность, непрофессионализм, везение, страх и т.п.

Во время коллективных игр следите за тем, чтобы проигравшие не чувствовали себя изгоями. Не обязательно так уж четко следовать правилам игры и заставлять проигравших «выбывать». Предложите альтернативу, пусть проигравшие почувствуют, что проиграть может каждый, и это не означает его ущербность.

Пробуждайте интерес к игре или спортивным соревнованиям. Это лучший педагогический прием. Если ребенок прежде всего заинтересован в игре, и только потом в результате, любые неудачи будут легко преодолимы.

//pulsplus.ru

Читайте по теме: