Родителям было бы намного легче, если бы все дети развивались приблизительно одинаково. Однако, если индивидуальность ребенка отчасти заключается в том, что он “поздно расцветает” в некоторых областях жизни или устраивает сражения в тех сферах, которые у большинства детей не вызывают протеста, родители нередко приходят в отчаяние. Это особенно справедливо в отношении приучения к горшку.
Поскольку в нашем обществе умение пользоваться туалетом является практически обязательным для всех (исключая больных), многие родители с тревогой спрашивают, когда и как их ребенок должен овладеть этим умением. Однако такая озабоченность может иметь обратный результат, она может передаваться ребенку, затрудняя овладение этим навыком. Ребенок быстрее приобретет уверенность в контроле над своим телом, если он почувствует, что вы на его стороне и если разработаете четкий план действий. Всегда помните, что ваша цель - помочь малышу. Пройдет время и ребенок сам захочет освободиться от памперсов, и сделать приятное папе и маме, если уж они этого очень хотят. Такое отношение к ребенку, не унижающее его личное достоинство, оказывает на ребенка гораздо большее влияние, чем давление. Процесс обучения умению пользоваться туалетом таит в себе много возможностей для того, чтобы малыш смог почувствовать себя по-настоящему довольным собой, мог гордиться своими достижениями и контролем над своим собственным телом.
Есть несколько этапов в формировании навыков опрятности. Одно дело умение родителей замечать нужный момент и делать все возможное, чтобы процесс пошел, и совсем другое дело самостоятельное контролирование ребенком этого процесса. Последнее предполагает активное участие самого ребенка.
Итак, первое, что нужно сделать ребенку - это осознавать, что его тело делает это. Как же в этом могут помочь родители?
- Можно оставлять ребенка без памперса на время и заинтересовать ребенка тем, что делает его тело.
- Подберите соответствующие слова, чтобы обозначить то, что происходит
- Пусть ребенок привыкнет к горшку. Высаживайте его на горшок на несколько секунд, постепенно увеличивая время до нескольких минут. Вы должны быть довольны тем, что ребенок просто посидел. Нельзя ругать за грязные штанишки!
Хочется сказать несколько слов о выборе горшка. Сейчас на рынке огромное количество моделей этих изделий. Какую из них выбрать - решать родителям. Стоит только задуматься, что разнообразные формы, яркие рисунки, пищалки, рули, задуманные для того, чтобы привлечь ребенка, могут затруднить использовать горшок по назначению. Он превратится в очередную игрушку. Первый горшок должен быть простой, удобный и главное устойчивый.
Когда с горшком ребенок познакомился, наступает второй этап. Можно периодически высаживать малыша на горшок на определенное время. По выражению лица, по определенным движениям, вы будите понимать, что пора посадить ребенка на горшок. Можете так же в течение недели фиксировать время, когда у ребенка бывает стул и определить оптимальный момент высаживания на горшок. Все это должно проходить легко. Ребенок не должен испытывать давления. Знайте, что самоконтроль ребенка еще не очень силен. Можно во время высаживания рассказать сказку (по теме) или одновременно высадить на игрушечный горшок куколку, не давайте игрушки или книжки, они могут отвлекать ребенка от процесса.
Если эти этапы прошли без принуждения, то на третьем этапе ребенок сам будет вам сообщать о своих нуждах. Может случиться, что сначала ребенок будет сообщать вам о том, что происходит слишком поздно. Не ругайте его, но все равно посадите на горшок на короткое время, для того, чтобы закрепить причинно-следственные связи. В это же время одевайте ребенка в штанишки, которые легко самостоятельно снять. Постепенно вам следует все меньше и меньше помогать ребенку, когда он идет в туалет.
И в заключении хочется сказать. Существует множество причин, по которым ребенок не хочет пользоваться горшком. Одному ребенку подходит один способ, а для другого он неприемлем. Когда многие сверстники малыша уже благополучно пользуются горшком, а он упорно отказывается от него, родители начинают критиковать себя за излишнюю мягкотелость или строгость. Чувство вины не облегчает проблемы и может даже усугубить ее. Важно не превращать обучение пользоваться горшком в поле битвы. Угрозы, страх наказания, не лучшие помощники в начале пути привития ребенку навыков опрятности. Придет время, когда ребенок сможет совершенно самостоятельно отслеживать все свои нужды. И это будет ваше общее достижение!
Захарова Инна Владимировна, детский психолог, руководитель школы развития «Гнездышко».