Сегодня в системе школьного образования происходят серьезные изменения, вызывающие споры среди специалистов. Идут жаркие дискуссии вокруг введения образовательных стандартов. Чего нам ждать от этой реформы?
На вопросы ДО отвечает Александр ГАВРИЛОВ, пресс-секретарь Департамента образования г. Москвы.
Образовательные стандарты
• Будет ли в результате всех реформ школьное образование платным?
Есть учебный план, который соответствует государственному стандарту. В нем все предметы обязательны и бесплатны. Также остается бесплатной неурочная деятельность школьника (кружки, факультативы, студии).
• Что такое образовательный стандарт? В чем его отличие от привычной школьной программы?
Это тот объем знаний, получение которого государство гарантирует для каждого ученика. С 1 сентября 2011 года все российские школы перешли на государственный образовательный стандарт начальной школы. Это не эксперимент – у нас в законе «Об образовании» прописано, что раз в несколько лет должен вводиться новый федеральный государственный образовательный стандарт.
По сравнению со школьной программой в стандарте объем знаний меньше не стал, изменились требования к качеству знаний и к умениям школьника. Новый стандарт дает ребенку больше, чем прежняя система обучения. Сегодня от школьника требуется не механическое зазубривание, а умение использовать информацию, логически размышлять, делать выводы.
Когда нынешние первоклассники закончат 4-й класс, в школах будет введен образовательный стандарт средней школы.
• До сих пор не очень ясно, каким будет образовательный стандарт для старшей школы. Этот проект много ругали в СМИ. На какой стадии находится работа над этим документом?
Сейчас в доработке. Его правильно раскритиковали – он был некорректно сформулирован. Он был так плохо написан, что даже специалисты мало что в нем поняли. Бояться этого стандарта не надо, его нужно обсуждать – только в дискуссии рождается истина.
• Придется ли родителям платить за занятия в кружках, которые были бесплатными?
Большинство факультативов и кружков остаются бесплатными. Сверх того, что гарантирует государство, школа может вводить дополнительные внеурочные занятия. Если администрация школы вместе с родителями вдруг захотят, чтобы дети учились фехтованию или риторике (это дополнительные образовательные услуги, которые не входят в перечень бесплатных кружков и факультативов), то они будут проходить как необязательные предметы, которые действительно должны быть оплачены из кармана родителей.
• Планируется ввести предмет об основах религии, в какой форме он будет преподаваться?
Он называется «Основы религиозной культуры и светской этики». В качестве эксперимента он вводится в расписание четвероклассников в последней четверти этого учебного года в некоторых учебных заведениях. В Москве он появится в расписании школ Зеленоградского округа. Это культурологический предмет, он будет полезен для расширения кругозора ребенка. В следующем учебном году эта дисциплина будет вводиться повсеместно.
МНЕНИЯ
Деление на троечников, хорошистов и отличников давно устарело
Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, заслуженный учитель России, директор школы «Класс-центр»:
«Сейчас в системе образования назрела очень драматичная ситуация. В этом году ввели стандарты для начальной школы. Напичкали компьютерами классы, переучили учителей… Впервые в истории человечества ученики умеют больше, чем их учителя. В классе сидят маленькие дети с «макинтошами», на уроке они могут, например, прочесть стихотворение, записать звуковой файл и отправить его родителям.
Но как оценивать эти новые умения и навыки? Прежняя система не годится для этого. Деление класса из 25 абсолютно разных личностей на троечников, хорошистов и отличников неэффективно, а для маленького человека унизительно.
Нам нужно время, чтобы осмыслить все нововведения, а от нас чиновники от образования уже требуют каких-то отчетов.Новая система финансирования, когда ребенок приводит с собой в школу бюджетные деньги, вроде бы хороша. Она подталкивает директора к тому, чтобы открывать все новые и новые классы. Тогда он может больше платить учителям. Но огромное количество учеников совсем не говорит о качестве образования. При этом начальное образование стоит дешевле среднего, это нонсенс».
Общество не определилось, чему учить старшеклассника.
Евгений БУНИМОВИЧ, педагог, Заслуженный учитель России, Уполномоченный по правам ребенка:
«Проблема стандартов школьного образования оказалась неподъемной для России. С начальной школой все понятно – мы не можем не учитывать, что весь мир живет в Интернете, пользуется компьютерными технологиями. Другое дело, это создает много проблем у учителей, которые так не работали. Новый стандарт требует других методик преподавания. Учитель больше не является главным ис -точником информации для детей. Ее много, только зайди в Сеть.
Функция учителя в новых условиях – научить ориентироваться в ней. Ребенок должен не только уметь воспроизвести, например, таблицу умножения, ему нужно быть инициативным, уметь добывать информацию, интерпретировать ее и делать выводы. Стандарты старшей школы не были, и справедливо, восприняты, потому что мы не знаем, как и чему учить старшеклассников? Все хотят всего – фундаментальных знаний и узкой специализации, с прицелом на будущую профессию. Но как говорили в фильме «Веселые ребята»: «Граждане, катафалк не резиновый». Механическое добавление новых предметов только перегружает школьника. Нужна вариативность предметов, но какие должны быть обязательными, в каком объеме их учить? Наше общество по этому вопросу еще не определилось».
Учителя больше не умеют учить детей.
Жанна ШОПИНА, психолог, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии им.Л.С. Выготского, РГГУ:
«Новые стандарты – идеальны. Впервые за много лет система образования пытается ориентироваться на истинное развитие ребенка. Акцент на личностный уровень предполагает и определенные педагогические действия учителей, которые разучились учить детей.
Сегодня стандартная позиция педагога: если ребенок справляется с программой – отлично. Но, если он не успевает, у учителя нет инструмента, чтобы научить ребенка. Проблема с русским языком? Педагог направляет школьника к логопеду. Ребенок плохо себя ведет – к психологу, который выяснит, например, что этот школьник очень активный и живой, ему просто скучно заниматься нудными вещами на уроке.
Дальше – вызов с родителями к директору. Учителя перестали понимать, что они имеют дело с личностью. Директора и учителя боятся проверок, с которыми приходят в школы чиновники от образования, чтобы тестировать школьников. По ее результатам школа может попасть в список хороших – и тогда получит деньги на развитие. А может – и в разряд плохих, тогда ее закроют, а директора уволят. Перед нами ловушка: внимание отвлекается на обсуждение стандартов, это уводит в сторону от настоящих проблем в системе образования».
Домашний Очаг