Как отвечать ребенку на вопросы? Продолжение.

Почему воровать – плохо? 

 Брать чужое даже на время нехорошо, а красть – вообще последнее дело. Это ваш малыш усвоил, а сейчас интересуется, почему кто-то позволяет себе нарушать это табу?

 Варианты ответов: 

 До 5-6 лет такие темы лучше не обсуждать, аккуратно уйти от ответа. Если малыш приводит конкретный пример (сосед Миша ворует у родителей деньги и хвастает перед друзьями) – постарайтесь отвлечь ребенка, предположите, что родители Миши сами дают ему деньги, а при случае поговорите с ними или с самим мальчиком.

 Старше 7 лет

 "Если у тебя пропадут все игрушки, ты расстроишься?" Понятный пример и приглашение к размышлению: как ваш ребенок отреагирует на покушение на собственность? Расскажите, что воровство – преступление, что воров ловят милиционеры и сажают в тюрьму, говорите простыми словами. Если пример кражи всплыл в мультике (диснеевские "Приключения Алладина"), поясните, что нужда может заставить взять чужое, но лучше постараться заработать это, получить в подарок, но не красть. 

Я и Кодекс Чести


 Ты ругаешься плохими словами, а мне нельзя?

 Действительно, обидно: ему бьют по губам за непристойные слова, а мама, вспылив, отводит ими душу. 

 Варианты ответов: 

 До 5 лет

 "Я была неправа". Просто признайте вину и следите за своей речью. Если кто-то ругается рядом, поясните, что "дядя расстроен", но он не знает достаточно слов, чтобы выразить свои чувства. 

 До 7-8 лет

 "Я была неправа, помоги мне найти другие слова". Схема та же, но это начало игры: придумывать заменяющие брань слова. Можно выдумывать смешные и безобидные фразы, можно вспомнить "Джентльменов Удачи" и составить словарь ("редиска = нехороший человек") для любителей поругаться. 

 Старше 9 лет

 "Взрослые иногда по-другому выражают свои чувства". Объясните, что взрослый мир чуть сложнее, и даже вам бывает трудно совладать с собой и скрыть гнев. Попросите помощи: пускай ребенок следит за вашей речью и за каждое "блин" назначает штраф. Например, конфету.  

 

А врать иногда можно?

 Хитрит лисичка в мультике, лукавит друг из садика. Мама, где искать правду? 

 Варианты ответов:

 До 5 лет

 "Нет". В этом возрасте мир все еще делится на черное и белое. О сером объясните позже. 

 До 7-8 лет

 "Это нехорошо. Смотри…" – и обязательно 2,3,5 примеров на заданную тему: как кто-то солгал, чем это обернулось для него самого и для обманутой стороны. Выводы ребенок сделает сам.

 Старше 9 лет

 "Ложь бывает разной". Рассуждайте, как при взрослом: бывает спасительная ложь, ложь фантазера, ложь, чтобы не причинить вреда, частичная ложь. Во взрослом мире он столкнется с ней во всех проявлениях, а врага нужно знать в лицо. 

 

Мой сосед по парте списывает. Рассказать учителю?

 Сегодня он списывает, завтра – украдет чужой проект, выдаст за свой и получит незаслуженное повышение. И все потому, что ваш ребенок решил промолчать? 

 Варианты ответов:

 До 5 лет

 Тему предательства "своих" ,если она вдруг поднимется, лучше пояснять на примерах: что бывает, если кто-то кого-то обманывает, как чувствует себя обманщик. Выбирайте примеры не из жизни, а из книжек и мультиков и поселяйте в них своего малыша.

 До 7-8 лет

 "Списывать нехорошо, но…" Разберитесь, почему мальчик на это решился, что ему мешает учиться самостоятельно, что будет, если он не научится решать задачки сам, а так и будет надеяться на чужой ум. Ребенок поймет, что "списывальщик" уже наказал себя сам.

 Старше 9 лет

 "Лучше поговори с этим мальчиком". Побуждайте к самостоятельности – без вмешательства учителя можно решить конфликт, помочь отстающему другу, подтянуть его по предмету.

Я и Общество

 

Почему наркотики пробовать нельзя?

 Вопрос распространяется на сигареты, алкоголь, порносайты и прочую "взрослую" продукцию. При этом люди вокруг курят и не стесняются говорить о наркомании. 

 Варианты ответов:

 До 5 лет тему лучше обходить. В крайнем случае, ограничьтесь словами, что это болезнь, но не распространяйтесь о страшных последствиях.

 Старше 7-8 лет

 "Это вредит твоему здоровью и разрушает изнутри". Не вдаваясь в кровожадные подробности излечения от болезни, кодирования от алкоголизма и пр., объясните, чем вредны наркотики. Расскажите, что люди решаются травить себя, потому что на это может толкнуть безысходность, отчаяние, неблагополучная жизнь. Добавьте, что со всеми проблемами лучше откровенно приходить к мудрому взрослому, а не лечить свое горе наркотиками и алкоголем. 

 

А нас не тронут террористы?

 Он уже знает и про Норд-Ост, и про Беслан, и напуган. Откуда берутся страшные люди с автоматами? 

 Варианты ответов:

 До 5 лет

 "В мире случаются страшные вещи, но ты не должен бояться: мы тебя защитим". Вера в силу семьи в эти годы еще незыблема. Да и вы сами пристально следите за малышом. 

 До 7-8 лет

 "Почему тебе это так интересно?" Если вопрос праздный, лучше не касаться его. Если ребенок напуган, предложите поиграть в "освободителя", представить, как он спасает людей от дядек в масках, которые требуют мешок денег за чью-то жизнь. 

 Старше 9 лет

 "Ты ведь знаешь, что нужно делать, если попадаешь в опасную ситуацию?" Читай между строк: мир суров, мы не защищены полностью, но если что-то случится, ты должен… Дальнейшую информацию можно почерпнуть в буклетах МЧС России или на специализированных сайтах.

 

Почему люди умирают?

 Внимание, самый сложный вопрос. В переводе с детского: "Нам придется расстаться с тобой, мамочка? И с папой? И с бабушкой?"

 Варианты ответов: 

 Ваше объяснение зависит не только от возраста ребенка, но и от того, видел ли он смерть или интересуется "просто так". Во втором случае можно начать издали, рассказать, что мы рождаемся крохотными и проживаем огромную жизнь, старимся, и приходит время покинуть землю, оставив память о себе. Сделайте акцент на то, что жизнь не нужно проживать даром, как важно быть хорошим, добрым, сильным и смелым, чтобы о тебе вспоминали с любовью, даже если тебя вдруг не станет. Если ребенок столкнулся со смертью близкого, разделите его переживания (но ни в коем случае не спрашивайте: "А что ты чувствуешь? А что ты видел? А как это было?"), объясните, что вам тоже горько. Можно рассказать, что будет дальше: "Мы соберемся всей семьей и вспомним нашу бабушку, будем говорить о ней хорошие слова. Хочешь остаться с нами или поедешь на это время к тете Даше?" По возможности, предложите альтернативу: даже в 13-14 ребенок может быть не готов поехать на кладбище, особенно если это первая смерть в семье, да и поминки – зрелище не для детских впечатлительных глаз. И ни в коем случае не осуждайте, если ребенок не захочет попрощаться с любимым родственником. Он и без того переживает утрату. 

//goodhouse.ru/