"Поговори со мной, логопед!"

Сколько дефектов речи существует? Со сколькими Вы имели дело?

Дефектов речи существует множество, поэтому в количественном отношении сказать сложно. Сейчас очень много плохоговорящих и малоговорящих детей. Встречаются фонетико-фонематические нарушения (ребенок не слышит какой-либо звук), замены звуков, нарушения слоговой структуры (ребенок переставляет слоги).

Какие дефекты наиболее частотны?

Для детей очень сложны сонорные звуки «Р» и «Л», а также свистящие и шипящие «Ж», «Ш», «Ц», «Ч», «С». Эти звуки непростые по своей артикуляции, поэтому их сложно произносить. Но бывают и случаи, когда у детей неразвиты звуки раннего онтогенеза, такие как «В» и «Г».

Каковы причины и последствия дефектов речи?

Все зависит от нашей современности. Родители пытаются посадить детей за компьютер, привить компьютерную грамотность. Они заняты работой, а дома им хочется отдохнуть. В результате: очень мало живого общения, ребенок не слышит живую речь, не видит артикуляцию. Кроме нехватки живого общения, могут повлиять наследственный фактор и сложные роды.
К последствиям можно отнести ошибки в написании слов. Если ребенок не слышит звук, то он может и не отобразить его на письме.


В каком возрасте нужно обращаться к логопеду, если имеется дефект речи?

Всё зависит от малыша и его развития. Это индивидуально. На занятия, которые проходят в игровой форме, может прийти ребенок и двух-трёх лет, а иногда ребенок и в четыре года не готов заниматься. Бытует мнение, что с шести лет логопед не может ничем помочь, но это не так, обратиться к педагогу можно в любом возрасте. Все зависит от того, насколько длительный прошел период и закрепился ли дефект. Чем старше ребенок, тем больше усилий необходимо приложить как родителям, так и логопедам. Бывает и такое, что сами родители обращаются за помощью.

Сколько занятий необходимо для исправления дефекта?

Это тоже индивидуальный процесс. На исправление можно потратить 3 месяца, а можно и год. Все зависит от сложности дефекта. Например, общее недоразвитие речи – один из самых сложных дефектов. В таком случае ребенка желательно отдать в специализированный детский сад. А если ребенок не выговаривает сонорные звуки, то процесс исправления может занять полгода. И это с учетом того, что родители дома будут постоянно заниматься с ребенком и закреплять упражнения.

В каком возрасте ребенок должен начать говорить?

Фразовая речь должна появиться к двум годам. Ребенок в этом возрасте учится говорить предложениями из двух – трех слов (существительное и глагол). Если этого нет, родители должны задуматься. Затем речь усложняется, предложения становятся более развернутыми, добавляются прилагательные. Простые предложения сменяются сложносочиненными и сложноподчиненными.

Что нужно делать, если ребенок не начал говорить в 2 года?

Необходимо комплексное обследование: консультации педиатра, невропатолога, логопеда. Если ребенок в этом возрасте не начал говорить, то, скорее всего, нарушена центральная нервная система.

Как родителям нужно разговаривать с ребенком?

С ребенком сразу нужно разговаривать как со взрослым человеком: четко, понятно. Важно соблюдать культуру речи, использовать правильную интонацию. Хочется дать небольшой совет родителям: никогда не «сюсюкайтесь» с детьми.

Какие ошибки могут допустить родители при обучении ребенка звукам?

Не каждый ребенок воспринимает свою маму как учителя. Даже те мамочки, которые имеют логопедическое образование, обращаются к специалистам. Родители могут ошибиться еще и в трактовке логопедических упражнений. Некоторым просто-напросто не хватает терпения заниматься с ребенком длительное время, а детям - усидчивости. Логопед же работает со всеми сторонами речи в системе.

Могут ли родители сами исправить дефекты речи ребенка?

Конечно, например, выучив артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Однако заставлять детей не нужно.
Но если у ребенка есть нарушения в слоговой структуре, то родители сами не справятся с этой проблемой, им необходимо обратиться к специалистам.

Какие существуют пособия для родителей?

Одна из самых известных серий – «Популярная логопедия». Также можно использовать методику Косиновой. Есть хорошие авторы: Ткаченко, Колесникова и Филичева.

Нужен ли детям с нарушением речи особый подход?

Дети с дефектами речи более закомплексованы, поэтому требуют индивидуального подхода.

Какие инструменты используют логопеды в своей работе?

Есть постановочные зонды. Однако многие дети их боятся. Также используются соски, шпатели.

Расскажите какой-нибудь интересный случай из вашей практики.

Меня очень порадовала трехлетняя девочка, с которой я занимаюсь 5 месяцев. Она говорила только «Да» и «Нет». Но однажды эта девочка пришла ко мне утром и сказала: «Здравствуйте». Это было настоящее счастья, потому что я смогла помочь ребенку, увидела результат своего труда.