Помогите мне это сделать самому или что такое Монтессори педагогика - MamaMania - интервью

Оксана Николаевна Ризванова, специалист по раннему развитию ребенка, психолог, педагог, сказкотерапевт. В работе опирается на принципы Марии Монтессори, использует методы арттерапии, песочной терапии, сказкотерапии. Ведущая программы по эмоциональному развитию ребенка «Сказки на песке», директор и психолог центра гармонии матери и ребенка «Матрешка».вы можете задать вопрос Оксане Николаевне в он-лайн консультации на нашем сайте.

Оксана Николаевна, стало модным и популярным водить ребенка в монтессори–сад, монтессори-группу. Монтессори – это хорошо, считают родители, желающие развивать своих детей по Монтессори, а почему хорошо и на чем основывается метод Монтессори, знают  немногие.

- Что же такое монтессори педагогика?

Стоит начать с человека, который ее основал: узнав человека, станет понятно, что это за педагогическая система и почему появилась. Мария Монтессори известна всему миру как итальянский педагог-гуманист, это уникальная женщина, которая стала первой в истории своей страны женщиной-доктором. Она посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей, и, можно сказать, совершила революцию в воспитании детей. На раннем этапе своей деятельности она работала с детьми отсталыми в развитии и детьми из очень бедных семей. Посредством точных наблюдений и экспериментов Мария Монтессори создала систему образования, которая помогла умственно отсталым и обездоленным детям учиться так же успешно, как учатся нормальные дети. И тогда она поняла, что, работая с обычными детьми, можно добиться еще более высоких результатов.
Ее методы получили известность во всем мире и  с 1906г.  стали использоваться во многих странах применительно к нормальным детям. Созданная ею система совершила настоящий переворот в отношении к ребенку, как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.
Монтессори – уникальная система воспитания и развития детей, которая основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Она вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

- В чем же особенность этой системы?

Сама Мария Монтессори называла свою педагогику системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде под руководством опытного Монтессори-педагога.
Тут нужно уточнить, что такое саморазвитие и что такое дидактически подготовленная среда?
Мария Монтессори считала, что в ребенке с самого начала заложено стремление к самосовершенствованию, просто не нужно ему мешать. Саморазвитие невозможно без желания ребенка, без внутренней мотивации что-то изучать, открывать. Поэтому обучение строится на предоставлении свободного выбора ребенку. Для ребенка организуется специальная среда, и обучает именно эта среда, а педагог целенаправленно уходит на второй план.  Вообще, основной принцип этой системы – «помогите мне  это сделать самому». Педагог не ведет за собой ребенка, выбирая за него, чем ему заняться.
В обычных системах обучение основано на внешней мотивации: «Сейчас мы будем рисовать то-то и так-то».  В системе Монтессори основа обучения – внутренняя мотивация. Педагог ждет, когда ребенок выберет, что ему интересно. Естественно, если у ребенка нет интереса, педагог его каким-то образом вызывает.
Т.е. в системе Монтессори основа обучения – внутренняя мотивация.
Несмотря на то, что главным обучающими факторами здесь являются группа детей, среда и свободный выбор, занятия в Монтессори-группе – это не хаос. Здесь свобода всегда граничит с ответственностью. Это не свобода от чего-то, а свобода для чего-то. На занятиях всегда и всеми, в т.ч. педагогами, соблюдаются  правила 3-х порядков: порядка во времени, в пространстве и взаимоотношениях.  Именно в этом  можно увидеть «золотую середину» между хаосом и жесткой дисциплиной! С одной стороны есть принятие ребенка, предоставление ему свободы выбора всегда, а с другой стороны соблюдение правил, которые, как правила дорожного движения, создают порядок, необходимый всем.  К примеру, как разграничить желания ребенка и желания других людей? Очень просто: свобода заканчивается там, где начинается свобода другого ребенка. Я могу делать что хочу, но, не нарушая заведенного порядка и не мешая другим. Получается, что каждый ребенок сам определяет себе программу развития, темп, в котором он хочет заниматься. т. к. Монтессори-класс не место для соревнований. Это место, в котором ребенок может быть свободным от желаний взрослого, он может открывать свой мир и развивать свой разум и тело.
При этом ощущение, что ты выбрал это сам, играет главную роль, ведь невозможно научить ребенка без его желания, считала М. Монтессори.
Вообще  Педагогика Монтессори  учит детей учиться! И это, на мой взгляд, самое главное, так как здесь идет не просто подготовка к школе, а идет подготовка детей к жизни.

- Что же такое дидактически подготовленная среда?

Ребенку сложно воспринимать поток информации, который на него обрушивается. И           М. Монтессори заметила, что ребенку легче чему-то научиться, если информация вокруг него упорядочена. Поэтому среда Монтессори имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей, а материалы доступны и привлекательны.    Существует строгое разделение на зоны или центры: зона практической жизни, зона сенсорики, зона математики, зона развитии речи, зона космического воспитания. И в каждой зоне тоже существует свой порядок: материалы расположены по принципу от простого к сложному, каждый материал имеет свое определенное место и строгий алгоритм действий с ним.
Известно,  что в процессе разработки материалов сама Мария Монтессори отбраковывала до 70% материалов из-за их недостаточной эффективности.
Монтессори-материалы позволяют упорядочить постижение ребенком окружающего мира, связать в единое целое реальный опыт и теоретические знания. Посредством упорядочивания окружающей среды он учится приводить в систему весь свой жизненный опыт. Кроме этого монтессори-материалы отвечают ненасытному стремлению ребенка к движению: ребенок узнает свое тело, совершенствует координацию глаз, рук и ног. И постепенно его движения становятся все более точными и гармоничными. Также эти материалы позволяют самому находить свои ошибки и исправлять их. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Это способствует развитию независимости от окружающих. А это значит и счастью ребенка.

- Как родителям реализовывать принципы Монтессори педагогики дома?

Элементарно. Чувствовать потребности ребенка, знать о сензитивных периодах. Это периоды, связаны с развитием определенных структур мозга и поэтому они наиболее благоприятны для развития определенных навыков и качеств в свое время. Например, возраст с 1,5 до 3,5 лет сензитивен для развития чувства порядка. Сама Мария Монтессори в свое время выдвигала достаточно жесткие требования к родителям, и если они не выполнялись, то это могло привести к исключению ребенка из ее знаменитого Дома. Сегодня можно говорить только о рекомендациях и это, наверное, правильно. Родителям мы даем простые рекомендации. Начать, конечно, с подготовленной для ребенка среды в его же комнате. Пусть мебель как в группе будет легкой и соответствующей росту ребенка. Пусть сама комната будет с одной стороны без излишеств, а с другой с яркими и привлекательными для ребенка предметами необходимыми для его развития. Желательно при этом убрать из поля его зрения то, что может причинить вред малышу или то, что он может испортить. Предусмотреть отдельное место не только для зубной щетки и полотенца ребенка, но и для выделенной именно ему маленькой губки, тряпки для пыли, веника и прочих предметов, необходимых малышу для самообслуживания. Хорошо бы подумать и о том, чтобы одежда ребенка не только была ярка и привлекательно, но и удобна, в том числе и для того, чтобы малыш мог самостоятельно снять ее и надеть. Мы также предлагаем не забывать, что ребенку часто важна не новая игрушка, а внимание родителей. Бывая в новых или просто интересных ребенку местах полезно обсуждать с ним его впечатления. Не бойтесь доверять ребенку домашние дела, пользуйтесь тем моментом, когда ему это интересно, даже если уборка после его "работы" занимает какое-то время. Если в доме есть растения или животные привлеките малыша к ухаживанию за ними. Не бойтесь делиться с ребенком вашими увлечениями, обсудите с ним, почему это так интересно.

- С какого возраста вы рекомендуете заниматься по этой системе?

Вообще начинать обучение можно примерно с 1 года, когда ребенок начинает отделяться от мамы, начинает осознавать себя в окружающем мире. Малышу необходимо давать свободу. Чрезмерный родительский контроль делает ребенка слишком зависимым от родителей. Конечно, в домашних условиях трудно предоставить свободу малышу, так как на каждом шагу его подстерегают опасности. Зато для этого малышам идеально подходит специально подготовленная среда Монтессори. Почему? Во-первых, среда безопасна, и мама может не говорить малышу «нельзя», ограничивая его свободу. Во-вторых, в среде Монтессори все приспособлено для самостоятельной деятельности ребенка. Маме не надо думать, чем занять малыша. Он сам выбирает себе работу и, как ни странно, сам ее выполняет. Если ребенок попросит о помощи, мама поможет.  В-третьих, эта среда  построена таким образом, что ребенок может реализовать развитие всех своих сензитивных способностей, ничего не пропустив. В-четвертых, социальное развитие детей происходит в среде сверстников. И для этого Монтессори среда – лучшее условие. Здесь малыши пробуют завязывать свои первые контакты между собой. Учатся строить отношения друг с другом. В среде для детей с 3-х лет материал усложняется, расширяются зоны математики, логики, развития речи, космического воспитания.

Однако существуют верхние возрастные ограничения, начинать посещать Монтессори-группу надо до 4,5 лет. Это связано с тем, что после 4,5 лет большинство сензитивных периодов затихает и потом уже поздно, что-либо менять.

- Как эта система решает задачи по обучению чтению, математике?

Логика такая, сначала ребенок занимается больше в зоне практической жизни и зоне сенсорики. Уже там идет подготовка руки к письму, закладываются основы математических знаний. Это неслучайно, потому что Мария Монтессори считала, что разум человека стремится к точности, к измерению и сравнению и в соответствии с этом выстраивает все дидактические материалы, начиная с сенсорных. Уже здесь ребенок начинает подготавливаться к знакомству с десятичной системой. Так в блоке цилиндров, в розовой башне, красных штангах и коричневой лестнице не случайно именно десять компонентов. На этих и других материалах ребенок впервые знакомится с понятием больше - меньше, узнает о том ,что предметы могут быть равны или различны, учится работать по определенному алгоритму. А это уже развитие логики.
Для зоны математики разработан огромный дидактический материал по освоению счета, соответствие количества и числа, освоения таких арифметических действий, как сложение, вычитание, умножение, деление. К 6 годам дети свободно решают различные задачи. Здесь нет потолка, ограничений.  Вообще, в системе Монтессори обучение математике проходит так непринужденно и естественно для детей, что они не воспринимают ее как скучный и тяжелый предмет необходимый для подготовки к поступлению в школу. Дети просто живут в подготовленной среде пропитанной математическими понятиями. Научившись, еще работая с сенсорным материалом, мыслить логично и точно ребенок без труда конкретизирует и переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Некоторые понятия могут быть закреплены с помощью дидактической игры. Так, например, учитель раздает детям карточки на которых написана цифра. Малыши должны принести столько предметов, сколько обозначено в задании. Мальчику Саше попадается ноль. Он долго бродит по группе и возвращается без предметов. "А почему ты ничего не принес", - удивленно спрашивает учитель. "У меня ноль", - отвечает четырехлетний Саша. "Ну, так и принеси мне его", - невозмутимо предлагает учитель. Саша растерян и удивлен, но вдруг он что-то понимает и находит правильное объяснение: "Но, ведь ноль это ничего, я ничего и не принес". Вряд ли можно забыть такой урок.
Что касается обучения чтению, то оно идет в три этапа: 1-й – развитие устной речи (говорение), 2-й – освоение письменных навыков и 3-й – обучение чтению, начиная с интуитивного и заканчивая осмысленным чтением. Почему именно так? Мария Монтессори много наблюдала за детьми и заметила, что потребность что-то написать просыпается в ребенке намного раньше.

- Есть школы, которые работают по системе Монтессори или все заканчивается детским садом?

Вообще программа рассчитана для детей до 12 лет. У нас в Перми есть одна такая школа. В принципе, если ребенок пойдет в обычную школу - ничего страшного. Главное, что у ребенка сложилась внутренняя мотивация к обучению, появилась самодисциплина. Дети, посещающие Монтессори-группу, в первую очередь овладевают навыками самостоятельно добывать информацию, осваивают алгоритмы работы с материалом - этот как раз то, на чем базируются современные педагогические системы. Если проследить путь первоклассника и оценить, на что он затрачивает свои силы, то мы увидим, что ребенок проходит адаптацию к коллективу, к новому порядку, к новому виду деятельности,  к учебному процессу. Наши дети тратят усилия только на адаптацию к коллективу, так как они уже дисциплинированы, привыкли работать, менее зависимы от взрослого, поэтому обучение идет значительно легче. Они имеют свое мнение, знают свои права, уверенны в себе, у них есть четкая система знаний в голове.
Вообще к концу обучения в группе с 3-6, как результат, у ребенка успешно формируются все навыки учебной деятельности: концентрация внимания, воспитание силы воли, умение организовать свое рабочее место, заниматься самостоятельно, ответственность за свои поступки, внутренняя дисциплина. Именно они будут так востребованы в школе.

- Как часто надо заниматься, чтобы добиться таких результатов? Как сделать обучение эффективным?

Лучше посещать Монтессори-садик или центр постоянно. Во всем должна быть система.
А где место творчеству?

Мария Монтессори справедливо считала, что творчество это не только духовное озарение и импровизация, но и работа интеллекта создающего новое из хорошо известных деталей. Педагог, показывая алгоритм работы с определенным материалом, помогает упорядочить знания ребенка. И творчество здесь в том,что ребенок постоянно делает открытия, и в его копилку знаний добавляется еще один элемент или категория, класс. В дальнейшем ребенок может сам придумать, как еще можно работать с этим материалом. Поэтому можно сказать, что творчество  на монтессори-занятиях во всем.

- Если работа в основном индивидуальная, как дети в Монтессори-группе могут удовлетворить потребность в общении?


Потребность в общении у ребенка заключается главным образом, стремлении научиться правильно взаимодействовать друг с другом. И на занятиях дети постоянно учатся договариваться, если, например, вдруг обоим захотелось работать с одним и тем же материалом. Также проводятся групповые занятия, праздники.
Во-вторых, группа разновозрастная. Это эффективно. Когда в группе дети примерно одного возраста, возникает естественное желание выделиться, и дети начинают соревноваться.
В разновозрастных группах лидеры те, кто старше. У них нет желания соревноваться, поэтому они больше нацелены на саму работу, и у них возникает стремление помочь младшим, смотреть, чтобы те соблюдали правила группы. А так как на них равняются, они и делают все более качественно. Младшие же тянутся к старшим. То, что говорит старший ребенок, воспринимается лучше, чем слова педагога.

- Какие недостатки, минусы  этой системы?


Минус один - очень дорогостоящая среда.  Не каждый может позволить себе организовать такое богатство среды, большое количество разнообразных дидактических материалов. А использование всего лишь элементов Монтессори-среды сразу искажает все обучение по этой системе. Ну, а в остальном, есть сложности с тем, как донести до родителей эти принципы, в первую очередь принцип свободы выбора. Родителей не переделать. Современные родители всегда торопят детей, они не понимают, что темп жизни детей медленный, а  процесс важнее, чем результат. Родители же часто решают за своих детей что-либо, и от этого возникают кажущиеся капризы и непослушание. На самом деле ребенок требует, чтобы все было спокойно и в том порядке, как прежде. Нужно учиться слышать и чувствовать ребенка. И, может быть, просто позволить ему быть самим собой. Именно это способствует открытию потенциала в ребенке.